Горячая линия Горячая линия
(4242) 49-52-82
Вход на сайт
Вход в почту
Логин:
Пароль:





Заседание консультативного совета

В управлении Роспотребнадзора по Сахалинской области при руководителе службы прошло  заседание Консультативного Совета по защите прав потребителей. На него были приглашены  представители Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства области, государственной жилищной инспекции, Департамента городского хозяйства администрации Южно-Сахалинска.

На  обсуждение был вынесен вопрос защиты прав потребителей в сфере ЖКХ, проблемы, возникающие при рассмотрении обращений потребителей на нарушение их прав, пути и методы решения проблем. Заместитель начальника отдела защиты прав потребителей Роспотребнадзора Е.Никулина охарактеризовала потребительские правоотношения  в сфере  предоставления услуг ЖКХ как наиболее сложные и проблемные.

Несовершенство и  изменения нормативно-правовой базы,   сложные схемы в цепочке отношений между ресурсоснабжающими организациями,  управляющими организациями и потребителями затрудняют понимание гражданами установленного законодателем механизма защиты нарушенных прав потребителей, возникают сложности в определении стороны для предъявления претензий по качеству услуг.

Практика работы  управления Роспотребнадзора в 2011 году показала, что  в области   не происходит существенных перемен в качестве содержания и обслуживания жилого фонда и   коммунальных услуг.  Это  во  многом обусловлено изношенностью жилищного фонда и отсутствием капитального ремонта, недостаточностью средств на эти цели и другими причинами, как  объективными, так и   низким уровнем профессионализма   организаций ЖКХ. В ряде  случаев хозяйствующие субъекты, пользуясь правовой неграмотностью населения, недобросовестно исполняют свои обязанности.  В частности, не регистрируют поданные по телефону заявки граждан о  не предоставлении   услуг или их   ненадлежащего качества,  не соблюдают  порядок по актированию таких фактов, не доводят до потребителей необходимую и достоверную информации об услугах и их  исполнителе.

В 2011году была проведена 161 проверка субъектов ЖКХ. В ходе проверок  установлено, что основная масса нарушений связана с  не доведением до потребителей установленной информации об исполнителе и оказываемых услугах, а также  включением в договоры жильцами  условий, ущемляющих права потребителей. Также рассмотрено 379  заявлений на нарушение прав потребителей при оказании жилищно-коммунальных услуг.

В основном в претензиях потребители указывали на   нарушение требований к качеству жилищно-коммунальных услуг и ненадлежащее исполнение соответствующих обязательств, связанных с тепло-,  водо-, газо- и электроснабжением жилых помещений,     надлежащее содержание общего имущества жилых многоквартирных домов (в том числе подвалов, чердаков, лестничных клеток, подъездов и крыш), технического обслуживания приборов учета, вывозу бытовых отходов и содержанию придомовой территории и т.д.

Также у потребителей возникают проблемы с перерасчетом  платы за   не предоставленную услугу или   услугу ненадлежащего качества, на несоблюдение   исполнителями жилищно-коммунальных услуг требований действующего законодательства по оформлению договорных отношений. Весомая доля жалоб на  неудовлетворительное содержание подвальных помещений жилых домов, которые регламентируются СанПиН 2.1.2.1002-00 «Санитарно-эпидемиологические требования к жилым зданиям и помещениям».  

 По результатам проверок   управлением в 2011 году выдано 100 предписаний об устранении нарушений прав потребителей, в отношении виновных лиц вынесено 90 постановлений о назначении административного наказания, из них 42 штрафа, 10 дел  за неисполнение предписания было направлено в суды.

Одним из приоритетных направлений деятельности нашей службы является судебная защита прав потребителей, как дачей заключения по делу в целях защиты нарушенных прав потребителей,  так  и обращением в суд с иском в защиту их прав.

От имени управления  в 2010 году было подано 2 иска в защиту неопределенного круга потребителей в отношении ОАО «Сахалинэнерго»  о незаконном взимании платежей за потреблённую электроэнергию в местах общего пользования (дело находится в стадии рассмотрения) и в отношении ОАО «Сахалинская коммунальная компания» по некачественному предоставлению услуги по холодному и горячему питьевому водоснабжению ненадлежащего качества (судом первой и второй инстанций  требования нашей службы удовлетворены в полном объеме).

В 2011 году был  подан иск о защите нарушенного права потребителя коммунальной услуги по электроснабжению (требования   удовлетворены в полном объеме).   

Управлением было дано 4 заключения по гражданским делам  для   защиты нарушенных прав потребителей при оказании услуг ЖКХ. Судом присуждено денежных средств в пользу потребителей на общую сумму 39,4 тысяч рублей, из них 17  тысяч рублей -компенсация морального вреда.

Реализация управляющими организациями   порядка пересмотра размера платы в одностороннем порядке без согласования с собственниками жилья, привело к тому, что прокуратурой г. Южно-Сахалинска в текущем году в отношении ряда управляющих организаций были возбуждены дела об административном правонарушении по ст. 14.7 КоАП РФ.

          Важное значение  служба придает повышению правовой грамотности потребителей. Специалистами управления,    консультативного центра и консультативных пунктов ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Сахалинской области» проводится большая работа по информированию и консультированию граждан по вопросам защиты прав потребителей в сфере ЖКХ. Это и проведение «горячих линий», «круглых столов» и семинаров, лекций в учебных учреждениях, публикации в СМИ, размещение информации для потребителей на сайте управления.

 Управляющим организациям вменяется в вину обман потребителей, выразившийся в изменении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в одностороннем порядке без согласования собственниками (т.е. без проведения общего собрания).  

             Председатель  «Комитета по защите прав потребителей» Ю. Габайдулина отметила, что основная масса жалоб в комитет приходится на отказ хозяйствующих субъектов произвести перерасчет размера платы за не оказанные услуги и  услуги ненадлежащего качества, на ненадлежащее благоустройство придомовой территории многоквартирных домов и на «скачки» электроэнергии. В настоящее время в суде   находятся два иска в защиту нарушенных прав потребителей.  

За 5 месяцев   года уже Государственной жилищной инспекцией Сахалинской области рассмотрено 1200 обращений. Руководитель инспекции  В.Кулик сообщила, что жалуются  люди в основном  о нарушении Постановления Правительства РФ от 23.09.2010 № 731 «Об утверждении стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами», незаконную перепланировку в жилых домах, некачественные услуги.

504 обращения за четыре месяца поступило в отдел контроля  санитарного содержания Департамента городского хозяйства администрации  Южно-Сахалинска. Начальник отдела В.Коршун проинформировал, что в 2011 году специалистами Департамента на  юридические, должностные лица и индивидуальных предпринимателей наложено штрафов на  сумму 1650 тысяч рублей.

Участники Консультативного совета приняли решение  поддержать предложение управления Роспотребнадзора по    Сахалинской области  о создании Координационного совета (комиссии)  по вопросам защиты прав потребителей при Правительстве Сахалинской области. Для обеспечения эффективной защиты прав потребителей администрациям муниципальных образований, учреждениям даны рекомендации, направленные на реализацию полномочий органов местного самоуправления в сфере защиты прав потребителей.

Пресс-служба управления Роспотребнадзора по Сахалинской области.





Версия для печати Версия для печати Версия для MS Word Версия для MS Word Теги Защита прав потребителей