Памятка Как контролировать работу салона красоты



Управление Роспотребнадзора по Сахалинской области со ссылкой на сайт Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека информирует, что в связи с растущей популярностью услуг салонов красоты и маникюрных кабинетов обращает внимание их потребителей на следующие моменты:

- Перед началом и после окончания обслуживания клиента мастер должен тщательно вымыть руки с мылом;

- Обратите внимание на то, как дезинфицируются инструменты. Для предупреждения распространения гепатитов, ВИЧ-инфекции, туберкулеза, грибковых заболеваний и других инфекций проводится дезинфекция и стерилизация применяемых изделий и инструментов. Расчески, щетки, ножницы для стрижки волос мастер обязан мыть под проточной водой, дезинфицировать в бактерицидных излучателях или в растворах дезинфицирующих средств;

- Для обслуживания клиентов салон обязан использовать только чистое белье, запас которого должен обеспечивать индивидуальное применение его для каждого посетителя. Это могут быть и одноразовые шапочки, накидки, салфетки;

- Если мастер использует при стрижке пеньюар из синтетической ткани, то это возможно только с чистой хлопчатобумажной салфеткой или одноразовым подворотничком;

- Удаление остриженных волос с шеи и лица клиента должно проводиться чистой индивидуальной салфеткой или ватным тампоном. Допускается использование кисточек для удаления остриженных волос только при условии их дезинфекции после каждого клиента;

- Парфюмерно-косметические средства должны иметь сертификаты соответствия или декларации о соответствии, не просроченные сроки годности и русский перевод потребительской информации;

- У каждого работника должна быть личная медицинская книжка установленного образца с результатами медицинских и лабораторных обследований.

Обращаем внимание потребителей, что услуги по маникюру и педикюру, связанные с повреждением целостности кожных покровов, представляют эпидемиологическую опасность для населения и требуют выполнения дезинфекционных и стерилизационных мероприятий в соответствии с требованиями санитарных правил.

Для предупреждения распространения гепатитов, ВИЧ-инфекции, грибковых заболеваний и других инфекций мастер по маникюру и педикюру должен выполнять весь комплекс противоэпидемических мероприятий с использованием необходимых дезинфицирующих средств и с соблюдением режима дезинфекции оборудования, маникюрного и педикюрного инструментария.

Все манипуляции, которые могут привести к повреждению кожных покровов, должны осуществляться с применением стерильных инструментов и материалов.

Рекомендуем потребителям услуг ногтевого сервиса обращать внимание на следующие моменты:

- Все помещения и оборудование должны содержаться в чистоте. Влажная уборка помещений должна осуществляться не менее двух раз в день с использованием моющих и дезинфицирующих средств;

- инструменты для маникюра и педикюра должны стерилизоваться, упакованными в стерилизационные упаковочные материалы и в них же храниться. Допускается стерилизация инструментов в неупакованном виде при условии, что они будут использованы в течение часа или храниться в стерилизаторах;

- инструменты, используемые для манипуляций, при которых возможно повреждение кожных покровов, после каждого клиента без предварительного промывания водой должны помещаться в дезинфицирующий раствор;

- подушка, подкладываемая под ногу при проведении педикюра, должна иметь клеенчатый чехол, который после каждого использования должен протираться дезинфицирующим раствором. Допускается использование одноразовых чехлов;

- ванны для ног и ванночки для рук после каждого клиента должны подвергаться дезинфекции;

- при выполнении маникюра и педикюра должны использоваться одноразовые непромокаемые салфетки для каждого посетителя, которые после использования подлежат дезинфекции и утилизации;

- Сотрудники студии ногтевого сервиса обязаны в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации проходить медицинские осмотры, иметь личные медицинские книжки;


Оказание услуг регламентируется следующими нормативно-правовыми актами:

Салоны красоты и парикмахерские в настоящее время предлагают потребителям разнообразный объем услуг, в том числе: маникюр, педикюр, стрижки, окраска и химическая завивка волос, услуги солярия, косметические услуги (макияж) и т.д. При этом косметические услуги следует отличать от схожих по звучанию услуг косметологических, так как оказание косметических услуги регулируется Правилами № 1025, в то время как оказание косметологических услуг (медицинская помощь по профилю «косметология») регламентируется «Правилами предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями», утвержденными постановлением Правительства РФ от 13.01.1996 г. № 27, а с 01 января 2013 года - «Правилами предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг», утвержденными постановлением Правительства РФ от 04.10.2012 г. № 1006.

Таким образом, салоны красоты и парикмахерские, оказывающие косметологические услуги, должны соблюдать требования вышеназванных правил оказания платных медицинских услуг, в том числе - требование о наличии лицензии на оказываемые косметологические услуги.

Значительное количество парикмахерских и салонов красоты ставит потребителей перед выбором наиболее подходящей для себя организации, так как спектр предоставляемых ими услуг довольно широк. Кроме того, далеко не все потребители остаются довольны качеством оказываемых услуг, что и является поводом для написания жалобы. Неаккуратная стрижка; испорченные окрашиванием волосы; инфекционные заболевания, полученные от использования необработанных должным образом инструментов и т.д., все это результат некачественного оказания услуг. К сожалению, далеко не все парикмахерские, салоны красоты, солярии и пр. отвечают требованиям, установленным законодательством. Зачастую профессиональный уровень работников данных организаций является причиной серьезных нарушений.

Основные нарушения санитарного законодательства, выявляемые при проверках:

Исполнитель обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию об услугах (работах), которая в обязательном порядке в т.ч. должна содержать:

-перечень оказываемых услуг (выполняемых работ) и форм их предоставления - обычно в виде прейскуранта.

Отсутствие прейскуранта цен на оказываемые услуги в салонах красоты и парикмахерских или его непредставление потребителю часто приводит к тому, что потребитель узнает о стоимости услуги уже после ее оказания и, как правило, в устной форме, что не соответствует требованиям Закона и Правил № 1025.

Исполнитель услуг не вправе оказывать дополнительные услуги потребителю без его согласия.

В процессе оказания услуги мастер, например, может наносить различные маски на волосы клиента, чтобы «подлечить» их или может делать укладку после окрашивания/стрижки. Добросовестный специалист заранее предупреждает, какие дополнительные процедуры потребуются, объявляет их стоимость. Недобросовестный - проводит все манипуляции, не информируя клиента, а потом включает в счет.

Таким образом, если потребителю без его согласия была оказана какая-либо услуга, то он вправе потребовать выставления счета с перечислением всех оказанных услуг и стоимостью каждой из них. Если предварительного информирования о какой-либо услуге и ее стоимости не было, то потребитель вправе отказаться от ее оплаты. После того как потребитель оплатил предоставленные ему услуги, он вправе требовать документ, подтверждающий факт оплаты и в целом оказание услуги. Таковыми будут являться квитанция, кассовый чек или иной документ строгой отчетности.

Требованиями ГОСТ Р 51142-98 (п.5.5.) установлено, что работник, оказывающий услуги парикмахерских (салонов красоты), должен иметь специальное профессиональное образование и должен быть аттестован в соответствии с квалификацией.

Качество парикмахерских услуг - весьма деликатный вопрос, поскольку сразу отражается на внешности потребителя и даже порой на его здоровье, а исправление недостатков может потребовать определенного времени.


В случае обнаружения недостатков оказанной услуги потребитель вправе по своему выбору потребовать:

- безвозмездного устранения недостатков оказанной услуги;

- соответствующего уменьшения цены оказанной услуги;

повторного выполнения работы;

- возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков оказанной услуги своими силами или третьим лицом.

Потребитель вправе требовать возврата стоимости услуг и полного возмещения убытков, если недостатки оказанной услуги исполнителем не устранены, либо если им обнаружены существенные недостатки оказанной услуги или иные существенные отступления от условий договора.

Наличие в парикмахерской (салоне красоты) книги отзывов и предложений является обязательным, и она должна предоставляется по первому требованию потребителя.

Важно знать, что исполнитель обязан предупредить потребителя и до получения от него указаний приостановить оказание услуги при обнаружении: возможных неблагоприятных для потребителя последствий выполнения его указаний о способе оказания услуги; иных независящих от исполнителя обстоятельств, которые грозят годности или прочности результатов оказанной слуги либо создают невозможность ее завершения в срок.

Исполнитель, не предупредивший потребителя об указанных обстоятельствах либо продолживший оказание услуги, не дожидаясь ответа потребителя на предупреждение, или несмотря на своевременное указание потребителя о прекращении оказания услуги, не вправе при предъявлении к нему соответствующих требований ссылаться на указанные обстоятельства.

Если клиенту парикмахерской (салона красоты) причинен моральный вред (то есть нравственные или физические страдания), то он вправе в судебном порядке требовать его компенсации (ст. 15 Закона о защите прав потребителей). Размер компенсации определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.

Также потребитель имеет право на возмещение ущерба (вреда), причиненного жизни, здоровью и имуществу парикмахерской (салоном красоты), в связи с оказанием услуги ненадлежащего качества, то есть с нарушением требований действующего законодательства, в т.ч. в части обеспечения безопасности оказываемых услуг (ст.13, 14 Закона о защите прав потребителей).

До сведения потребителей должна быть доведена следующая информация:

1. Правила бытового обслуживания населения в Российской Федерации;

2. Книга отзывов и предложений, либо информация о месте ее нахождения;

3. Адрес и телефон подразделения по защите прав потребителей органа местного самоуправления, если такое подразделение имеется;

4. Образцы договоров (квитанций, иных документов) об оказании услуг (выполнении работ);

5. Образцы (модели) изготавливаемых изделий, альбомы и журналы с моделями изделий и т.п.;

6. Перечень категорий потребителей, имеющих право на получение льгот, а также перечень льгот, предоставляемых при оказании услуг (выполнении работ) в соответствии с федеральными законами и иными правовыми актами Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 05.06.2013 N 476 (ред. от 18.08.2018) внесены изменения в "Положение о федеральном государственном санитарно-эпидемиологическом надзоре"), в частности 27. При проведении плановой проверки с 1 октября 2017 г. отдельных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а с 1 июля 2018 г. всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей должностными лицами Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Федерального медико-биологического агентства используются проверочные листы (списки контрольных вопросов), которые включают в себя перечни вопросов, затрагивающих предъявляемые к юридическому лицу и индивидуальному предпринимателю обязательные требования, соблюдение которых является наиболее значимым с точки зрения недопущения возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан.

Приказом Роспотребнадзора от 18.09.2017 N 860 "Об утверждении форм проверочных листов (списков контрольных вопросов), используемых должностными лицами территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека при проведении плановых проверок в рамках осуществления федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора" утверждена в т.ч. форма проверочных листов (списков основных контрольных вопросов), используемых должностными лицами территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека при проведении плановых проверок в рамках осуществления федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора за соблюдением обязательных требований в парикмахерских, салонах красоты, соляриях.

Потребители, у которых возникают вопросы по соблюдению санитарных требований в салонах красоты студиях ногтевого сервиса, могут обратиться в Управление Роспотребнадзора по Сахалинской  области.

Обращаем внимание потребителей, что обеспечить соблюдение санитарных требований при оказании услуг ногтевого сервиса в домашних условиях непросто, риски для потребителя значительно возрастают.


10.01.20___001.jpg