Горячая линия Горячая линия
(4242) 49-52-82
Вход на сайт
Вход в почту
Логин:
Пароль:





Капитальный ремонт: правовой статус общего имущества в многоквартирном доме — Холмский городской суд Сахалинской области разъясняет

 

Согласно российскому законодательству каждый вправе иметь имущество на праве собственности. Один из законных вариантов приобретения имущества в собственность - это его покупка. У собственника есть право по своему усмотрению свободно владеть, пользоваться и распоряжаться своим имуществом - пользоваться телефоном, ездить на автомобиле и т.д. Право иметь имущество в собственности гарантировано Конституцией Российской Федерации - основным законом России - «Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами».

В ГК РФ указано: «Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом». На собственнике также лежит бремя содержания своего имущества .ГК РФ: «Собственник несет бремя содержания, принадлежащего ему имущества». В нашей стране есть и  общая собственность - это то имущество, которое находится в собственности двух или нескольких лиц. Гражданский кодекс Российской Федерации устанавливает, что общая собственность возникает при поступлении в собственность двух или нескольких лиц имущества, которое не может быть разделено без изменения его назначения (так называемые «неделимые вещи») либо не подлежит разделу в силу закона. В данном случае примером общей собственности являются некоторые виды имущества в многоквартирных домах: крыша многоквартирного дома, лифт, лестница, фундамент и другие. К объектам общей собственности также применимо требование о бремени содержания - собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Такое требование установлено Жилищным кодексом Российской Федерации.

Взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах - это форма содержания общего имущества. Так, согласно Жилищному кодексу плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме; 2) взнос на капитальный ремонт; 3) плату за коммунальные услуги.

Также, Жилищный кодекс устанавливает, что собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения, взносов на капитальный ремонт. Средства, уплаченные собственниками квартир в многоквартирных домах образуют фонд капитального ремонта, за счет которых и будет осуществляться капитальный ремонт общего имущества. Эти средства могут быть направлены исключительно на капитальный ремонт. Все вышеприведенные нормы установлены федеральным законодательством и закреплены в федеральных законах - ЖК РФ и ГК РФ. Федеральные законы принимаются ГД РФ. Субъекты РФ  не вправе изменять федеральное законодательство.

12 апреля 2016 года Конституционный Суд РФ защитил права жильцов при реализации программы капитального ремонта. Дело о проверке конституционности части 1 статьи 169, частей 4 и 7 статьи 170  и части 4 статьи 179 Жилищного кодекса Российской Федерации по запросам групп депутатов Государственной Думы было рассмотрено 3 марта 2016 года.

               В 2012 году были приняты поправки в Жилищный кодекс, обязавшие всех собственников помещений в многоквартирных домах ежемесячно вносить взносы на капитальный ремонт. Размер платы был привязан к площади квартиры. Субъектам Федерации было предоставлено право создать специальные уполномоченные компании - региональных операторов капитального ремонта. Жильцы дома могли выбрать один из двух вариантов финансирования - либо вносить деньги на специальный счет (только на ремонт своего дома), либо перечислять их региональному оператору (в так называемый «общий котел»). Данные положения Жилищного кодекса были оспорены двумя группами депутатов Государственной Думы. Конституционный Суд объединил их запросы в общее производство.

               Заявители, обратившиеся в КС РФ посчитали взносы на капремонт дополнительным и неправомерно установленным налогом. По их мнению, первоначальный капитальный ремонт домов с приватизированным жильем должно производить государство. В своем заявлении они обратили внимание на то, что муниципалитету предоставлено право выбрать способ финансирования ремонта без согласия жильцов (если они не приняли такого решения в срок). Авторы запроса считали, что такая возможность нарушает права собственников. Интересам последних, по мнению заявителей, не отвечает и норма об «общем котле», поскольку позволяет оператору произвольно распоряжаться перечисленными средствами.

Заявители требовали признать данные нормы не соответствующими статьям 2 (часть 4), 15 (часть 1), 19 (часть 1), 35 (части 1 и 2), 40 (часть 1) и 57 Конституции Российской Федерации.

Конституционный Суд  в своем постановлении отметил, что из права собственности на жилые помещения вытекает обязанность заботиться об общем имуществе и сохранности многоквартирного дома. Взносы на капитальный ремонт не являются налогом, поскольку собранные средства должны расходоваться исключительно целевым образом. Введение взносов не отменяет обязательств государства перед жителями домов, требовавших капитального ремонта на момент приватизации жилья. Подобные здания должны в первоочередном порядке включаться в соответствующую региональную программу. Для проведения их капитального ремонта из бюджетов всех уровней может оказываться дополнительная финансовая поддержка. Вместе с тем законодателю надлежит конкретизировать порядок исполнения данного обязательства государства.

Право муниципалитета самостоятельно определить способ финансирования капитального ремонта, если сами жильцы уклонились от выбора, не противоречит Конституции.

 В то же время, местные власти обязаны надлежащим образом проинформировать граждан о механизме финансирования капремонта. Если суд установит несоблюдение этого требования, то жильцы вправе досрочно изменить порядок внесения средств в пользу специального счета (только на ремонт своего дома).  Система «общего котла» сама по себе не противоречит Конституции, поскольку позволяет быстро аккумулировать средства для неотложного проведения работ в аварийных зданиях. Исходя из этого, очередность проведения капитального ремонта должна определяться на основе объективного состояние домов и может быть оспорена жильцами в судебном порядке.

Прекращение деятельности конкретного регионального оператора не освобождает власти от обязательств перед гражданами. Законодатель должен установить механизм, обеспечивающий непрерывность их исполнения. Кроме того, должна быть гарантирована прозрачность реализации региональных программ капитального ремонта.

Выявленный Конституционным Судом смысл положений Жилищного кодекса является обязательным для всех органов власти, граждан и их объединений.

(пресс-служба суда с исп. Сайта КС РФ, Консультант-Плюс, и интернет ресурсов)

 





Версия для печати Версия для печати Версия для MS Word Версия для MS Word Теги Защита прав потребителей