Горячая линия Горячая линия
(4242) 49-52-82 (рабочее время 10-16 час.; обед 13-14 час.)
Вход на сайт
Вход в почту
Логин:
Пароль:





Роспотребнадзор напоминает, как наладить режим школьника


Соблюдение режима дня очень важно в повседневной жизни школьника. Режим дисциплинирует, помогает быть собранным. Особенно это актуально для первоклассников, так как помогает школьнику привыкать к новой жизни и правильно сочетать отдых и учёбу. Правильно организованный режим дня позволит предотвратить раздражительность, возбудимость и сохранит трудоспособность ребёнка в течение дня. Если вы заметили, что ваш ребёнок сильно устаёт, к концу дня становится вялым и нервным, а успеваемость страдает, постарайтесь правильно организовать его режим, и негативные симптомы, скорее всего, исчезнут сами.

При построении режима для учащихся учитываются особенности функционирования нервной системы: высокий уровень активности коры больших полушарий в утренние и дневные часы, снижение его после обеда, падение в вечерние часы. Работоспособность школьников в течение дня имеет два подъема, совпадающих по времени с периодами высокого уровня физиологических функций: в 8 - 12 ч и в 16 - 18 ч. При этом первый подъем работоспособности, как правило, выше и продолжительнее второго.

В соответствии с периодами повышения и спада интенсивности физиологических функций должен строиться режим дня школьников.

От того, насколько правильно организован режим дня школьника, зависит состояние здоровья, физическое развитие, работоспособность и успеваемость в школе. Наибольшее влияние на состояние здоровья школьника оказывают количество и качество сна, питание и двигательная активность.

Школьнику необходимо удовлетворять соответствующую возрасту потребность во сне. Примерные нормы ночного сна для школьников: в 1-4 классе - 10-10,5 часа, 5-7 классы - 10,5 часа, 6-9 классы - 9-9,5 часа, 10-11 классы - 8-9 часов. Первоклассникам рекомендуется организовывать дневной сон продолжительностью до 2 часов.

Для преодоления проблем с засыпанием следует соблюдать некоторые условия: ложиться спать в одно и то же время; ограничивать после 19 часов эмоциональные нагрузки (шумные игры, просмотр фильмов и т. п.); сформировать собственные полезные привычки: вечерний душ или ванна, прогулка, чтение. Кровать у ребёнка должна быть ровной, не провисающей, с невысокой подушкой. Комнату нужно хорошо проветривать перед сном.

Школьникам показано увеличивать обычную продолжительность сна (хотя бы на 1 час) на время экзаменов, перед контрольными работами при напряжённой умственной деятельности.

Правильно организованный режим питания основывается на выполнении определённых требований. Прежде всего, это соблюдение времени приёмов пищи и интервалов между ними. Промежутки между приёмами пищи у школьников не должны превышать 3,5-4 часов.

Принимать пищу ребёнок должен не спеша, в спокойной обстановке, внешний вид и запах блюд, сервировка стола должны вызывать у него положительные эмоции.

Особое внимание следует уделить двигательной активности ребёнка и прогулкам на свежем воздухе. Продолжительность прогулок, подвижных игр и других видов двигательной активности должна составлять как минимум 3 - 3,5 часа в младшем возрасте и 2,5 часа у старшеклассников.

Занятия в школе регламентируются учебным планом в соответствии с гигиеническими нормативами. Домашние учебные занятия - важное звено самостоятельной работы в процессе обучения. Эта работа должна проводиться после обеда и достаточного отдыха и по времени совпадать с повышением интенсивности функциональной деятельности всех систем организма.

Учащимся второй смены целесообразнее готовить уроки после утреннего завтрака. Гигиенически допустима следующая продолжительность домашних заданий: в 1-м классе (со 2-го полугодия) - до 1 ч., во 2-м классе - до 1,5 ч., в 3-4-м классах - до 2 часов, в 5-6-м классах - до 2,5 часов, в 7-м классе - до 3 часов, в 8-11-м классах - до 3,5 часов. Должен быть сохранен школьный стереотип: через 35-45 мин. занятий необходим короткий перерыв.

Превышение указанного времени приводит к снижению внимания, скорости чтения, качества письменных работ, функциональным изменениям основных органов и систем, а также отражается на сокращении времени прогулок, занятий спортом, сна.

Занятия в различных кружках должны соизмеряться с возрастными возможностями, индивидуальными интересами, успеваемостью и состоянием здоровья ребенка. Не рекомендуется участие школьника более чем в двух кружках.

В свободное от занятий время учащиеся могут и должны оказывать посильную помощь в доме.

В режиме дня выходных дней и каникулярных периодов следует предусматривать максимальное пребывание детей на воздухе. Большое внимание должно быть уделено подвижным играм и развлечениям, спортивным играм и спорту, экскурсиям и туристическим походам. Время для чтения книг, посещения театров и кинотеатров должно быть распределено равномерно. Ежедневно выделяется время для помощи семье или общественно полезного труда. При этом у детей должно оставаться достаточно времени для творческой деятельности. Продолжительность сна и время на самообслуживание должны соответствовать возрастным возможностям детей. Во время каникул целесообразно оздоровление детей в различных лагерях.

Нарушение режима дня, так же как неправильные условия воспитания, неблагоприятный климат в семье, приводит к серьез­ным отклонениям в здоровье ребенка, прежде всего к неврозамСимптомы: беспокойство, плохой сон, отставание физического раз­вития. В более старшем возрасте -раздражительность, неадекват­ные реакции, нервные тики, кишечные колики, лабильность тем­пературы. Течение определяется влиянием окружающей среды, правильным воспитанием и обучением. Профилактика: строго про­водимый режим с самого раннего возраста, правильный педагоги­ческий подход к ребенку. Широкое использование оздоровительных мер воздействия: воздушные и солнечные ванны, купание, хвой­ные и соленые ванны, обтирания, обливания, занятия физиче­ской культурой, максимальное пребывание на свежем возду­хе, достаточный гигиенически полноценный ночной сон, дневной сон. Целесообразно, особенно в подростковом возрасте, воздейст­вие взрослых (родителей, воспитателей) своим личным авторите­том, постоянное подчеркивание отсутствия у ребенка (подростка) какого-либо серьезного заболевания.

Роспотребнадзор напоминает, что правильный режим дня - это именно то, что способствует нормальному росту и развитию, сохранению работоспособности, интереса к учебной и творческой деятельности.






Версия для печати Версия для печати Версия для MS Word Версия для MS Word Теги Санитарный надзор